Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза ДТП, которую именуют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Интересно то, что ни одно из указанных названий не является научно-обоснованным и точным наименованием, но об этом позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) в настоящее время остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила свое название более семи лет тому назад, основная масса судей, адвокатов, следователей, юристов по прежнему назначают в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения конкретного вида экспертного исследования.

В результате столь абстрактного и общего обозначения данного исследования, в общей практике часто рождаются ситуации, когда в офис какого-нибудь учреждения, где имеются тоже бы как «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба, оценщики автомобилей), приходят материалы уголовного дела, где требуются познания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожной разметки, полотна дороги, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий).

И тогда возникает нехорошая ситуация, когда материалы дела возвращаются в судебные или следственные инстанции без исполнения, в результате чего сроки дела затягиваются из-за грамотности вышеперечисленных участников судебно-следственного процесса.

Главные задачи и цели дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: обочин, участка дороги за пределами дорожного полотна, состояние проезжей части;

• состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности должного восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения происшествия;

• установление значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспортных средств и иных объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и прочих участников по поверхности автодороги;

Выявление факторов, непосредственно связанных с обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению ДТП: отсутствие дорожных знаков, ошибочное расположение дорожных указателей, неправильная разметка дороги, неблагоустроенность дороги и прочие негативные особенности дорожной обстановки.

При назначении автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставлять материалы уголовного, административного, гражданского дела, которые относятся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для всестороннего и полного исследования необходимо полное изучение имеющегося комплекса информации о происшествии.

Скажем, в ситуациях, где важной причиной ДТП являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент происшествия.